Шашка: одним ударом наповал
История холодного оружия не испытывает сегодня дефицита в авторах и материалах. И тем не менее, есть еще и в тени клинков свои «белые пятна»
Родословная клинка
Например, часто задается такой «детский» вопрос: «Почему сабля имеет защиту для руки, а шашка – нет?» Это уже не говоря о рассуждениях о том, что лучше – сабля, шашка или самурайский меч катана? В духе «Кто сильнее – лев или тигр?». На последний вопрос ответить не сложно - все зависит от искусства владельца того или иного оружия. Но вот по поводу отсутствия защитной гарды на шашке однозначного ответа не дают даже авторитетные специалисты. Шашка – рубяще-колющее оружие, имеющее однолезвийный клинок небольшой кривизны. Применялась в основном для нанесения рубящих ударов, но при определенной сноровке ей можно было и колоть. Несмотря на внешнюю простоту, сложности возникают даже с определением ближайших родственников шашки. При первом взгляде может показаться очевидным, что она ведет свое происхождение от сабли. Сабля появляется на вооружении степных воинов Евразии примерно в VII веке и использовалась преимущественно как оружие конного боя. Но различные виды кривых мечей известны в нашем регионе уже с античности. Те же фракийцы охотно применяли кривые мечи на длинной рукояти и в пешем строю. С виду шашка от сабли отличается только формой клинка и рукояти – поздние сабельные клинки более изогнуты, их эфесы имеют перекрестие или более мощную защиту вплоть до «чашек». При этом первые сабли, обнаруженные в нашем регионе археологами и относящиеся к IX-X векам, как правило, имеют небольшой градус изгиба и слабо развитую ромбовидную гарду. И этим внешне несколько схожи с более поздними шашками. Эти клинки хорошо известны по прорисовкам одного из первых советских исследователей вооружения Древней Руси Анатолия Кирпичникова. За последующее столетия сабли проделали значительную эволюцию. По мере усиления защитного вооружения сабельные клинки приобретают большую массу и кривизну. В варианте турецкого кылыча ее клинок получил утолщение-«елмань» на конце для более эффективного прорубания доспехов. Более легкие сабли персидского типа имели очень большой изгиб, усиливающий их режущие свойства. Собственно шашки встречаются с XII-XIII века, но как вспомогательное оружие, наряду с кинжалом или ножом. Массово шашки начинают применяться лишь с XVII-XVIII века. Поэтому существует гипотеза, что шашка происходит вовсе не от сабли. Прямой предок шашки – большой нож, типа мачете. Само название шашка, по одной из версий, восходит к черкесскому «сашхо» – «длинный нож». Действительно, форма клинка и рукояти у шашки ближе к ножевым образцам, чем к сабельным. Логично было бы и предположить, что шашка стала определенным гибридом между большим ножом и саблей.
Удар особой силы
Родиной шашки является Северный Кавказ. Она широко распространяется здесь к XVI-XVII веку. К этому времени развитие огнестрельного оружия производит в военном деле настоящую революцию. Мушкеты с кремневыми замками и артиллерия начинают доминировать на поле боя. Доспехи постепенно выходят из употребления, в связи с этим холодное оружие тоже становится более легким. Именно в таком направлении эволюционирует, например, западноевропейская шпага. Черкесы, как и соседствующие с ними «черкасы» - казаки, тоже отдают предпочтение «огневому бою». Основную боевую силу горцев по-прежнему составляет легкая иррегулярная конница. Только теперь каждый воин стремится вооружиться ружьем или винтовкой, и парой пистолетов. Из них ведут огонь и с коня, и спешившись, и атакуя, и обороняясь. Вот тут и отпадает надобность в сабле, которой раньше рубились всадники со щитами, в шлемах, кольчугах и в «зерцальных» доспехах, съезжающиеся в сомкнутых рядах. На смену мечу-сабле приходит шашка, служившая ранее вспомогательным оружием. Теперь при конной атаке, расстроив ряды противника огнем, его часто просто дорубают при преследовании. Если врага не удалось опрокинуть огнем сразу, то встречный конный бой тоже начинает носить несколько иной характер. Из-за применения огнестрельного оружия атаковать в плотном построении стало невыгодно. Кавказцы и казаки нападают в рассыпном или разомкнутом строю, лавой. Соответственно, всадники сближаются на параллельных курсах, проносятся мимо друг друга сквозь строй и зачастую решают исход столкновения одним мощным и точным ударом…
Для нанесения такого удара именно шашка оказалась приспособлена лучше всего. Ввиду того, что ее рукоять лишена дополнительных элементов защиты, центр тяжести оружия несколько смещен вперед. Такая балансировка позволяет наносить более сильные и быстрые удары. Даже в том случае, если вес шашки будет легче, чем у сабли.
Поскольку кавказские воины XVII века не оставили нам своих мемуаров, обратимся к более поздним источникам. Семен Буденный в своих воспоминаниях, описывая поле боя после столкновения красных кавалеристов с белыми, говорит о трупах, изуродованных страшными «шашечными ударами». По сложившимся нормам литературного языка, обычно говорят о «сабельных ударах», как и о сабельных клинках, сабельных атаках, и т.д. Даже если лихой кавалерист Семен Михайлович мог не обращать на эти тонкости внимания, то его литературные консультанты – заметили бы наверняка. Представляется, что Маршал Светского Союза Буденный намеренно написал именно о шашечных ударах, что бы подчеркнуть их особую разрушительную мощь. Кстати говоря, сам Семен Буденный обладал чудовищной силы ударом клинка.
В повести «Поединок» Александр Куприн, сам служивший офицером российской императорской армии, приводит слова поручика Бек-Агамалова, который легко разрубает армейской шашкой глиняное чучело, а затем сообщает, как учат рубке на Кавказе:
«— Это что? Это разве рубка? — говорил он с напускным пренебрежением. — Моему отцу, на Кавказе, было шестьдесят лет, а он лошади перерубал шею. Пополам! Надо, дети мои, постоянно упражняться. У нас вот как делают: поставят ивовый прут в тиски и рубят, или воду пустят сверху тоненькой стрункой и рубят. Если нет брызгов, значит удар был верный». Еще Бек-Агамалов говорит, что хоть и может перерубить барана или даже теленка, но вот рассечь человека от плеча до бедра, как легко делал его отец, у него не получится. «Голову снесу к черту, это я знаю, а так, чтобы наискось…нет», - сетует поручик. Здесь же он объясняет и одну из техник владения шашкой – режущий удар с потягом на себя, с подключением кистевого движения. В последующем, устроив скандал в публичном доме, буйствующий Бек-Агамалов разрубает шашкой стол и крушит все вокруг себя. Реальным прототипом Бека-Агамалова в повести Куприна был его сослуживец поручик С. Бек-Бузаров. Сохранились также легенды о шашках особой ударной мощности – с запаянной внутрь клинка ртутью. Перекатываясь от основания клинка к острию, жидкий метал якобы придавал удару дополнительный кинетический импульс. Согласно такой красивой легенде, жена одного воинственного хана, обиженная его невниманием, положила «ртутную» шашку на печь. После чего расширившаяся от нагревании ртуть изнутри разорвала клинок. Хан приказал зашить жену вместе с испорченным чудо-оружием в кожанный мешок и бросить в реку. Впрочем, документальные или вещественные подтверждения существования таких «инерционных» клинков отсутствуют.
Шашечные Д,Артаньяны
Существует также мнение, что шашкой невозможно фехтовать. Действительно, в случае работы клинок о клинок, ввиду отсутствия гарды, существует большая вероятность травмировать кисть руки. Но как мы уже говорили, при обмене ударами всадников на встречном движении побеждал тот, кто первым доставал клинком противника. Однако шашкой все же можно было фехтовать, в том числе - и в схватках пеших бойцов. По старинным гравюрам и фотографиям можно понять, как это было возможно. Помимо кольчуги, на правой руке кавказского воина надета рукавица. Она мягкая, стеганная, а сверху еще покрыта кольчужной сеткой. Простое, вообще то, решение. Шашка быстро завоевала популярность в казачьих войсках России, и в 1-й половине XIX века была официально принята там на вооружение. Регулярная конница и офицеры пехоты и артиллерии были вооружены саблями разных образцов. В 1881 году шашка стала универсальным типом длинного клинкового оружия российской армии, только некоторые лейб-гвардейские кавалерийские полки и офицеры флота сохранили сабли и палаши. Шашки носили и полицейские и жандармы. Правда, если казаки использовали классическую шашку, то для драгун и армейских офицеров были приняты образцы, имеющие защитную дужку. Универсальность и популярность шашке придавали простота в изготовлении и во владении ею.
В кавалерии Красной Армии в качестве боевого оружия использовалась только шашка казачьего образца. Хоть и не часто, но шашка применялась на полях сражений Великой Отечественной войны.
Сегодня иногда говорят о том, что казачья шашка подобна японскому мечу катана. На самом деле, и балансировка, и техника работы самурайским оружием сильно отличается от кавказской или казачьей шашки. Но есть и один общий принцип реального боевого применения этих легендарных клинков – «наповал одним ударом».
#МХО_статья